Сутра об отсутствии самости (Самъютта Никая 22.59)
Samyutta-nikaya, 22.59 Anatta-lakkhana-sutra

Перевод данной сутры с пали выполнен в 1999 г. Гунским А. Ю. Перевод осуществлён по электронному изданию палийского канона. HYPERLINK "http://aaa.htm/"
This text was translated from Pali into Rassian by Aleksey Gunsky. The translation was made by electronic edition of Pali canon. HYPERLINK "http://aaa.htm/"
Введение
В этой сутре речь идёт о пяти группах психофизических элементов - kkhandha (скр. skandha). Согласно толкованию А. В. Парибка, это слово в повседневном употреблении означает: 1) развилку ствола, место ответвления больших сучьев; 2) плечи (место ответвления рук от торса). В буддизме этот термин понимается как название пяти компонент, на которые, как оказывается при пристальном философском рассмотрении, разветвляется кажущийся обыденному сознанию целым и неделимым индивид. (см.: Вопросы Милинды. М., 1989, с. 474)
Текст сутры
Так я слышал. Однажды Бхагаван пребывал в Варанаси, в Оленьем парке, в местечке "Падение пророков ". Там он обратился к группе из пяти монахов: "Монахи!". - "Да, Почтенный", - ответили монахи. Бхагаван сказал:
Материальное (1), о монахи, не имеет самости (2). Если бы материальное имело самость, материальное не сопровождалось бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть материальное будет таким. Пусть материальное будет не таким. Но поскольку материальное не имеет самости, оно сопровождается болью. Невозможно сказать о чувственном: "Пусть оно будет таким. Пусть оно будет не таким".
Чувствительность (3), о монахи, не имеет самости. Если бы чувствительность имела самость, чувствительность не сопровождалась бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть чувствительность будет такой. Пусть чувствительность будет не такой. Но поскольку чувствительность не имеет самости, оно сопровождается болью. Невозможно сказать о чувствительности: "Пусть она будет такой. Пусть она будет не такой".
Элементы различения (4), о монахи, не имеют самости. Если бы элементы различения имели самость, элементы различения не сопровождались бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть элементы различения будут такими. Пусть элементы различения будут не такими. Но поскольку элементы различения не имеют самости, они сопровождаются болью. Невозможно сказать об элементах различения: "Пусть они будут такими. Пусть они будут не такими".
Формирующие факторы (5), о монахи, не имеют самости. Если бы формирующие факторы имели самость, они не сопровождались бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть формирующие факторы будут такими. Пусть формирующие факторы будут не такими. Но поскольку формирующие факторы не имеют самости, они сопровождаются болью. Невозможно сказать о формирующих факторах: "Пусть они будут такими. Пусть они будут не такими".
Сознание, о монахи, не имеет самости. Если бы сознание имело самость, сознание не сопровождалось бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть сознание будет таким. Пусть оно будет не таким. Но поскольку сознание не имеет самости, оно сопровождается болью. Невозможно сказать о сознании: "Пусть оно будет таким. Пусть оно будет не таким".
Как вы думаете, монахи, материальное постоянно или не постоянно? - Не постоянно, почтенный.
То, что непостоянно, удовлетворено или не удовлетворено? - Не удовлетворено, почтенный.
То, что непостоянно, не удовлетворено, подвержено изменениям, можно ли рассматривать как: "Это я, это моё, это моя самость?" - Нет, почтенный.
Чувствительность постоянна или не постоянна? ...
Элементы различения постоянны или не постоянны? ...
Формирующие факторы постоянны или не постоянны? ...
Сознание постоянно или не постоянно? - Не постоянно, почтенный.
То, что непостоянно, удовлетворено или не удовлетворено? - Не удовлетворено, почтенный.
То, что непостоянно, не удовлетворено, подвержено изменениям, можно ли рассматривать как: "Это я, это моё, это моя самость?" - Нет, почтенный.
Так, монахи, всё материальное, будь то в прошлом, будущем или настоящем, внутреннее или внешнее, явное или скрытое, недостаточное или полное, далеко или вблизи, всё материальное должно восприниматься как оно есть на самом деле: "Это не я, это не моё, это не моя самость".
Таким же образом вся чувствительность, будь то в прошлом...
Таким же образом все элементы различения, будь то в прошлом...
Таким же образом все формирующие факторы, будь то в прошлом...
Таким же образом всё сознание, будь то в прошлом, будущем или настоящем, внутреннее или внешнее, явное или скрытое, недостаточное или полное, далеко или вблизи, всё сознание должно восприниматься как оно есть на самом деле: "Это не я, это не моё, это не моя самость".
Так видя, благородный ученик не привязывается к материальному; не привязывается к чувствительности; не привязывается к элементам различения; не привязывается к формирующим факторам; не привязывается к сознанию. От непривязанности возникает бесстрастность, от бесстрастности - освобождение, от освобождения возникает знание: "Я свободен, это рождение истощено, воздержанная жизнь исполнена, другого рождения не будет".
Так сказал Бхагаван. Группа из пяти монахов, удовлетворённая, сказанному Бхагаваном восхитилась. И тогда, во время слушания проповеди, пять монахов победили свои аффекты и таким образом достигли полного освобождения.
Примечания
(1)Следует отметить, что под материальным здесь имеется ввиду не внешний мир, противопоставленный индивиду и постигаемый органами чувств, а отражение этого мира в психике индивида. Таким образом, это материальное не имеет ни капли материи.

(2) Самость - atman - неизменная самотождественная сущность индивида, иногда переводится словом "душа".

(3)Чувствительность здесь - это ощущения приятного, неприятного и безразличного, которые сопровождают любое восприятие внешнего или внутреннего мира через органы чувств (внутренний мир познаётся разумом /манас/).

(4)Элементы различения отвечают в индивидуальной психике за различение, "схватывание" свойств объектов окружающего мира и формирование понятий, фиксирующих эти различения.

(5)В группу формирующих факторов (или, согласно О. О. Розенбергу, "процессов вообще") входит значительное количество элементов. В неё входят дхармы, ответственные за мотивацию поведения индивида; дхармы, связанные с сознанием (например, эмоции и т. д.) и дхармы, не связанные с сознанием, отвечающие за само существование индивидуального психофизического потока дхарм.