Сутра правил поведения‚ преподанная мирянину Шригале.

Так я слышал. Однажды Почитаемый-в-мирах пребывал в Бамбуковой Роще‚ заповедника белок вблизи Раджагрихи.
В это время молодой Шригала‚ сын домохозяина‚ встал рано утром‚ покинул Раджагриху с влажной одеждой и влажными волосами‚ с соединёнными руками‚ почитал различные стороны – Восток‚ Юг‚ Запад‚ Север‚ Надир и Зенит.
Почитаемый-в-мирах оделся‚ взял патру и накидку и вошёл в Раджагриху для подаяния. В это время он увидел молодого Сигалу почитающего стороны‚ и обратился к нему: "Почему ты‚ молодой домохозяин‚ встал рано утром‚ покинул Раджгиху с влажными волосами‚ с соединёнными руками‚ почитал различные стороны – Восток‚ Юг‚ Запад‚ Север‚ Надир и Зенит?"
"Мой отец‚ Почтенный‚ когда умирал‚ сказал мне: "Шесть сторон‚ дорогой сын‚ ты почитай. И я‚ почтенный‚ уважая‚ почитая‚ благоговея и осуществляя слова моего отца‚ встаю рано утром‚ и выхожу из Раджагрихи с влажной одеждой и влажными волосами‚ почитая со сложенными руками те шесть сторон".
"Не так должно почитать молодой домохозяин‚ шесть сторон почитают благородным поведением".
"Как так‚ Почтенный‚ шесть сторон почитают благородным поведением? Вот будет хорошо‚ если Почтенный научит меня правилам и покажет‚ как следует почитать шесть сторон благородным поведением".
"Хорошо‚молодой домохозяин‚ слушай и храни это в своём уме‚ я говорю".
"Очень хорошо‚ Почтенный"‚ - ответил молодой Шригала.
И Почитаемый-в-мирах сказал следующее: "Так‚ молодой домохозяин‚ как благородное поведение – это искоренение четырёх пороков в поведении; так как он не совершает плохих действий четырьмя способами; так как он не следует шести путям подрыва здоровья; так как он избегнет совершать четырнадцать злых дел‚ покрывающих шесть сторон‚ и войдёт на путь‚ ведущий к победе в обоих мирах‚ он любим в этом мире и в следующем. После смерти он родится счастливым в небесном мире.
Какие четыре порока поведения‚ которые нужно искоренять?
Отнятие жизни – это порок‚ молодой домохозяин‚ а также воровство‚ нравственная распущенность и ложь. Эти четыре порока он должен искоренять".
Это сказал Почитаемый-в-мирах. И когда Учитель произнёс это‚ он повторил ещё раз: "Убийство‚ воровство‚ ложь и распущенность – эти четыре порока мудрый никогда не хвалит".
"Какие четыре действия не свершения действий приводящих к злу? Не одобрять свершение действий приводящих к злу. Избегать совершения приводящих к злу.
Но так как благородное поведение не ведёт мимо желания‚ не одобрения‚ избегания и страха‚ то это не является злом".
Это сказал Почитаемый-в-мирах. И когда Учитель сказал это‚ и повторил это ещё раз:
"Кто бы ни желал‚ одобрял или не боялся‚
Или не избегал преступить Дхарму‚
Всё его великолепие сразу исчезнет
Подобно луне во время убывания.
Кто бы ни желал‚ одобрял или боялся‚
Или избегал никогда не преступить Дхарму‚
Всё его великолепие расцветёт
Подобно луне во время пребывания".
"Какие шесть путей подрыва здоровья? Это:
- приверженность к пьянству‚ причиной которого является слепое увлечение и беспечность;
- праздное питание по улицам в неподобающие часы;
- очень частое посещение театральных представлений;
- приверженность к азартным играм‚ причиной которого является беспечность;
- дружба с плохими друзьями;
- потворство лени.
Существует‚ молодой домохозяин‚ шесть горьких последствий из-за приверженности к пьянству‚ причиной которого является слепое увлечение и беспечность:
- упадок здоровья;
- частые ссоры;
- подверженность болезням;
- обретение плохой репутации;
- потеря чувства стыда от обнажённости тела;
- ослабление умственных способностей.
Существует‚ молодой домохозяин‚ шесть горьких последствий‚ которые пожинает тот‚ кто предается праздному шатанию по улицам в неподобающие часы:
- он не может себя защитить и поступает неосторожно;
- его жена и дети беззащитны;
- его имущество не защищено и не сохраняется;
- он подозревается в плохих поступках;
- лживые слухи распространяются о нём;
- он имеет много неприятностей.
Существует‚ молодой домохозяин‚ шесть горьких последствий из-за очень частого посещения театральных представлений. Предающийся им постоянно думает:
"Где танцуют?
Где поют?
Где играет музыка?
Где читают стихи?
Где бьют в барабаны?
Где играют на цимбалах?"
"Существует‚ молодой домохозяин‚ шесть горьких последствий из-за приверженности к азартным играм:
Победитель порождает ненависть.
Потеря интереса к здоровью.
Упадок здоровья.
Его слова не доверяют.
Он презираем друзьями и компаньонами.
Он не ищет брака; за человека приверженного азартным играм‚ родители не выдают свою дочь".
Существует‚ молодой домохозяин‚ шесть горьких последствий из-за дружбы с плохими друзьями. Плохие друзья это:
Азартные игроки.
Распутники.
Пьяницы.
Мошенники.
Обманщики.
Хулиганы.
Существует‚ молодой домохозяин‚ шесть горьких последствий из-за потворства лени. Он не работает‚ говоря что:
Очень холодно.
Очень жарко.
Поздний вечер.
Раннее утро.
Он очень голоден.
Он сильно сыт.
Живя таким образом, он не исполняет долга‚ он не восстанавливает здоровье‚ его здоровье всегда будет истощаться".
Так сказал Почитаемый-в-мирах. И когда Учитель сказал это‚ он повторил ещё раз:
"Для них и бутылка друг; они говорят "друг‚ друг" только определённому лицу‚ являясь друзьями и компаньонами тогда‚ когда это выгодно.
Спать до восхода солнца‚ изменять супруге‚ быть раздражённым‚ недоброжелательным‚ скупым‚ иметь плохих друзей – это шесть причин погибели мужчин.
Мужчина‚ который имеет плохих друзей и товарищей, ведущих на плохие пути гибели‚ будет всегда в упадке в обоих мирах – в этом и следующем.
Азартные игры‚ женщины алкоголь‚ танцы‚ песни‚ сон днём праздное шатание по улицам в неподобающие часы: плохие друзья‚ скупость – это девять причин гибели мужчин.
Кто играет в азартные игры и пьёт алкоголь; идёт к женщинам‚ которые продают себя‚ общается с захудалыми‚ а не со старшими – тот приходит в упадок подобно луне во время убывания.
Кто пьян; беден; находится в нужде; испытывающий жажду пока пьёт‚ часто посещающий кабаки; тонет в пороках‚ как камень в воде‚ вскоре он принесёт дурную славу своей семье.
Кто имеет привычку спать днём‚ и ест в поздние часы‚ всегда пьян и распущен – тот не годится для жизни домохозяина.
Кто говорит‚ что жарко‚ холодно‚ поздно‚ и не исполняет долга‚ - противостоит всему хорошему‚ что идёт от людей.
Но тот‚ кто обращает внимание на холод и жару не больше чем на листочек травы‚ и кто исполняет свой долг мужественно‚ тот не утеряет счастья.
Есть четыре способа‚ молодой домохозяин‚известные как враги‚ скрывающиеся под видом друзей:
Те‚ кто присваивает имущество друга‚ не возвращая долгов.
Те‚ кто не держит слова.
Те‚ кто льстит.
Те‚ кто приводят к разорению.
Есть четыре способа‚ молодой домохозяин‚ определения того‚ кто не возвращает долгов и является врагом скрывающимся под видом друга:
Он присваивает себе богатство друга.
Он даёт мало‚ а требует много.
Он делает долги‚ не оглядываясь.
Он общается только ради собственной выгоды.
Есть четыре способа‚ молодой домохозяин‚ определить того‚ кто не держит слова является врагом, скрывающимся под видом друга:
Тот‚ кто делает дружественные заявления как уважения прошлого.
Тот‚ кто делает дружественные заявления как уважения будущего.
Тот‚ кто приобрёл славу пустослова.
Тот‚ кто обнаруживает свою неспособность‚ когда нужно выполнить обещанное.
Есть четыре способа‚ молодой домохозяин‚ определить того‚ кто льстит и является врагом, скрывающимся под видом друга:
Он одобряет совершение плохих проступков сделанных его друзьями.
Он не одобряет совершение плохих проступков сделанных его друзьями.
Он хвалит друга в его присутствии.
Он поносит друга в его присутствии.
Есть четыре способа‚ молодой домохозяин‚ определить того‚ кто приводит к разорению и является врагом, скрывающимся под видом друга:
Он уговаривает принять возбуждающие средства‚ что является слепым увлечением и беспечностью.
Он уговаривает прогуливаться по улице с непристойными домами.
Он уговаривает ходить на театральные представления слишком часто.
Он уговаривает играть в азартные игры‚ которые приводят к беспечности.
Так говорил Почитаемый-в-мирах. Чтобы разъяснить смысл сказанного‚ он произнёс гатху:
Друзья‚ которые не возвращают долгов‚
Друзья‚ которые не держат слова‚
Друзья‚ которые льстят‚
Друзья‚ которые приводят к разорению‚
Этих четырёх мудрец видит врагов‚
И избегает их‚ как опасных дорог.
Есть четыре способа‚ молодой домохозяин‚ определения сердечных друзей:
Тот‚ кто помогает.
Тот‚ кто всегда находится в печали и радости.
Тот‚ кто даёт хорошие советы.
Тот‚ кто симпатичен.
Есть четыре способа‚ молодой домохозяин‚ определения того‚ кто помогает и является сердечным другом:
Тот‚кто охраняет от небрежности.
Тот‚кто защищает богатство от неосторожности.
Тот‚кто предоставляет прибежище‚когда ты в опасности.
Тот‚ кто беря в долг, отдаёт вдвойне.
Есть четыре способа‚ молодой домохозяин‚ определения того‚ кто всегда находится рядом в печали и радости и является сердечным другом:
Тот‚ кто доверяет тебе все секреты.
Тот‚ кто хранит твои секреты.
Тот‚ кто не оставляет в несчастье.
Тот‚ кто жертвует жизнью ради тебя.
Есть четыре способа‚ молодой домохозяин‚ определения того‚ кто даёт хорошие советы и является сердечным другом:
Тот‚ кто сдерживает от свершения зла.
Тот‚ кто одобряет добрые поступки.
Тот‚ кто совершает то‚ что тебе не известно.
Тот‚ кто указывает путь на небо.
Есть четыре способа‚ молодой домохозяин‚ определения того‚ кто симпатичен и является сердечным другом:
Тот‚ кто печалиться‚ когда у тебя несчастье.
Тот‚ кто радуется‚ когда у тебя процветание.
Тот‚ кто сдерживает других от наговоров на тебя.
Тот‚ кто хвалит тех‚ кто говорит о тебе доброе.
Так сказал Почитаемый-в-мирах. Чтобы повторить смысл сказанного‚ он произнёс гатху:
Друг тот‚ кто помогает‚
Друг тот‚ кто и в радости и в горе всегда с тобой‚
Друг тот‚ кто даёт добрые советы‚
Друг тот‚ кто симпатичен‚
И лелеет их подобно тому‚
Как мать лелеет своих детей.

Мудрец светится подобно яркому свету‚
Тот‚ кто обретает своё богатство достойными путями
Подобно тому‚ как пчела обретает мёд‚
И его богатство будет расти
Подобно тому‚ как быстро растёт муравейник.

С богатством, обретённым таким путём‚
Мирянин живёт жизнью домохозяина‚
Деля на четыре части своё богатство‚
Таким образом, дружба побеждает.

Одну часть он использует по своему усмотрению
Две части он пускает в дело
Четвёртую часть он откладывает на "чёрный" день.

И как‚ молодой домохозяин‚ следуя благородному воспитанию совершать поклонение шести сторонам? Под шестью сторонам мы принимаем следующее. Родителей принимаем как Восток‚ учителей как Юг‚ жену и детей как Запад‚ друзей и компаньонов как Север‚ рабов и слуг как Надир‚ аскетов и брахманов‚ как Зенит.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ как детям служить своим родителям‚ как Востоку.
Заботиться о своих родителях в их старости.
Делать всё‚ что нужно для их блага.
Поддерживать честь семьи и продолжат семейные обычаи.
Сохранять нажитое родителями благосостояние.
Исполнять похоронные обряды после смерти.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ как родителям заботиться о детях‚ показывая своё сострадание, обращаясь к Востоку:
Удерживать детей от зла.
Привлекать к доброй‚ полезной деятельности.
Давать им хорошее образование.
Искать для них супругов из хорошей семьи.
Надлежащим образом оставить им имущество.
Такими пятью способами дети почитают своих родителей‚ как восток и родители показывают им своё сострадание. Так Восток покрывает их и даёт безопасность и покой.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ ученического служения учителю‚ как Югу:
Вставать с места‚ приветствуя его.
Ухаживая за ним‚ когда он болен.
Желать учиться.
Преданно служить.
Почтительно слушать‚ получая знания.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ как учителю заботиться об учениках‚ показывая своё сострадание, обращаясь к Югу:
Он должен хорошо учить своего ученика.
Он должен объяснять свой урок понятно и интересно.
Он должен полностью обучить всем искусствам и наукам.
Он должен знакомить ученика со своими друзьями и коллегами.
Он должен обеспечить знаниями‚ что бы он был в безопасности в любой стороне света.
Такими пятью способами ученики почитают учителей‚ как Восток и учителя показывают им своё сострадание. Так Юг покрывает их и даёт безопасность и покой.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ как родителям заботиться о детях‚ показывая своё сострадание, обращаясь к Востоку:
Удерживать детей от зла.
Привлекать к доброй‚ полезной деятельности.
Давать им хорошее образование.
Искать для них супругов из хорошей семьи.
Надлежащим образом оставить им имущество.
Такими пятью способами дети почитают своих родителей‚ как восток и родители показывают им своё сострадание. Так Восток покрывает их и даёт безопасность и покой.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ почитания мужем жены‚ как Запад:
Быть вежливым с ней.
Не презирать её.
Быть верным ей.
Обеспечивать положение в обществе и удобство в доме.
Ухаживать за ней и радовать её подарками.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ почитания женой мужа‚ показывая своё сострадание, обращаясь к Западу:
Она должна помогать выполнять его долг по отношению к обществу.
Она должна принимать гостей‚ посетителей‚ друзей‚ родственников и наёмных рабочих.
Она должна быть верной.
Она должна сохранять то‚ что накопил муж.
Она должна быть опытной и усердной в выполнении своего долга.
Такими пятью способами жена показывает своё сострадание мужу‚ который почитает ее как Запад. Так Запад покрывает их и даёт безопасность и покой
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ почитания своих друзей и коллег как Север:
1. Быть терпимым и понимающим.
2. Вести вежливую речь.
3. Помогать им.
4. Быть беспристрастным.
5. Быть искренним.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ почитания хозяина друзьями и коллегами показывая своё сострадание, обращаясь к Северу:
1. Они должны охранять его от невнимательности.
2. Они должны защищать его имущество от небрежности.
3. Они должны давать прибежище‚ когда он в опасности.
4. Они должны не покидать его‚ когда у него неприятности.
5. Они должны проявлять уважение к его семье.
Такими пятью способами друзья показывают своё сострадание к хозяину‚ который почитает их как Север. Так Север покрывает их и даёт безопасность и покой.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚почитания своих слуг и рабов как Надир:
Давать работу по возможностям и способностям.
Обеспечивать их едой и заработной платой.
Оберегать от болезней.
Делить с ними любые деликатесы.
Предоставлять им отдых на определённое время.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ почитания хозяина слугами и рабами‚ показывая своё сострадание‚
Обращаясь к Надиру:
1. Они должны вставать раньше него.
2. Они должны идти спать позже него.
3. Они должны брать только то‚ что дано.
4 .Они должны исполнять свой долг
5. Они должны поддерживать его доброе имя и репутацию.
Такими пятью способами слуги показывают своё сострадание к хозяину‚ который почитает их как Надир.
Так Надир покрывает их и даёт безопасность и покой.
Есть пять способов‚ молодой домохозяин‚ почитания аскетов и брахманов как Зенит:
Быть приветливым.
Говорить приветливые слова.
Иметь приветливые мысли.
Всегда держать свой дом открытым для них.
Обеспечивать их необходимыми вещами.
Есть пять способов‚молодой домохозяин‚ почитания мирянина аскетами и брахманами‚ показывая своё сострадание‚ обращаясь к Зениту:
Они должны удерживать от совершения зла.
Они должны одобрять его при свершении добра.
Они должны любить его и/ относиться к нему/ с добротой.
Они должны слушать его‚ что бы он ни говорил.
Они должны прояснять всё‚что он не спросил.
Они должны привести его на небо.
Такими шестью способами брахманы показывают своё сострадание к мирянину‚ который почитает их как Зенит. Так Зенит покрывает их и даёт безопасность и покой.
Так сказал Почитаемый-в-мирах‚ и чтобы разъяснить смысл сказанного‚ он произнёс гатху:
Отец и мать – Восток
Учитель – Юг
Жена и дети – Запад
Друзья и дети – Север.
Слуги и рабы – Надир
Аскеты и брахманы – Зенит
Жизнь‚ которая достойна домохозяина –
Эти шесть сторон он приветствует.
Тот ‚ кто мудр и добродетелен‚
Мягок и проницателен‚
Скромный и податливый‚
Так он будет почитаем.
Тот‚ кто энергичен и не ленив‚
В несчастьях непоколебим‚
Без изъянов в поведении и просвещении‚
Так он будет почитаем.
Тот‚ кто гостеприимен и дружественен‚
Терпим и бескорыстен‚
Опытен‚ даёт мудрые советы‚ умеет руководить‚
Так он будет почитаем.
Щедрость‚ добрая речь‚
Полезность другим‚
Беспристрастность ко всем‚
Не взирая на обстоятельства.
Эти четыре всепобеждающие пути мир вокруг‚
Как колёса у движущейся повозки‚
Если их нет в мире‚
Никакая мать и никакой отец не примет
Уважения и почестей от своих детей.
Так эти четыре всепобеждающих пути
Ценятся мудрыми всеми вместе и каждым в отдельности.
Следуя им‚ каждый достигнет высокого положения‚
И все восхвалят его достижения".
Когда Почитаемый-в-мирах произнёс гатху‚ Шригала – молодой домохозяин‚ сказал: "О как чудесно! Это как если‚ Бхагаван‚ человек поставил прямо то‚ что было опрокинуто‚ или нашёл то‚ что было утеряно‚ или показал путь тому‚ кто заблудился‚ или зажёг лампу в темноте так‚ чтобы те‚ кто имеют глаза‚ могли видеть. Даже это Почитаемый-в-мирах раскрыл различными способами.
Я принимаю Прибежище в Будде‚ Дхарме и Сангхе. Пусть Почитаемый-в-мирах примет меня как мирского последователя; как того‚ кто берёт прибежище с этого дня и до конца жизни".