БЕСПЛОДИЕ И УЗЫ

1. Так я слышал.
Однажды Блаженный пребывал в Саваттхи, в роще. И Блаженный обратился к
монахам и сказал: "Братья!" - "Слушаем, Господин", - отвечали монахи Бла-
женному. И тогда Блаженный сказал:
2. Чтобы тот, о братья, кто не исцелился от пяти родов духовного
бесплодия, не разорвал пятиричных духовных уз, мог достичь совершенства,
мог взрости и окрепнуть в законе и учении во всей его полноте, - того не
может быть никогда.
3. И кто же не исцелился от пяти родов духовного бесплодия? - Во
первых, о братья, когда монах сомневается в Учителе, неуверен в нем, не до-
веряет ему, не верит в него, тогда дух его не склонен к усердию, ревности,
борьбе, постоянству. Если же дух его не склонен к усердию, ревности,
борьбе, постоянству, он не исцелен от первого рода духовного бесплодия.
4. И потом, о братья, когда монах сомневается в Истине, неуверен в
ней, не имеет веры в нее, тогда дух его не склонен к усердию, ревности,
борьбе, постоянству. Чей же дух не склонен к усердию, ревности, борьбе,
постоянству, тот не исцелен от второго рода духовного бесплодия.
5. И потом, о братья, когда монах сомневается в Общине, не уверен
в ней, не имеет доверия к ней, не верит в нее, тогда дух его не склонен к
ревности, устойчивости, подвигу, борьбе. Чей же дух не склонен к ревности,
устойчивости, подвигу, борьбе, тот не исцелен от третьего рода духвного
бесплодия.
6. И потом, о братья, когда монах сомневается в личном Совершенстве,
не уверен в нем, не имеет к нему доверия, не верит в него, тогда дух его не
склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе. Чей же дух не склонен к
ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не исцелен от четвертого рода
духвного бесплодия.
7. Потом, о братья, если монах имеет злобу на братьев, недовольство,
востоновлен против них, дух его не склонен к ревности, устойчивости,
подвигу, борьбе. Кто же не склонен к ревности, устойчивости, подвигу,
борьбе, тот не исцелен от пятого рода духвного бесплодия.
8. И кто же не сорвал духовные пятиричные узы? - Во-первых, о
братья, кто не вырвал с корнем страсть к похоти, не вырвал с корнем желания
наслаждений похотей, не вырвал с корнем влечения к ним, жажды до них,
страстного желания их, привязанности к ним, не склонен к ревности,
устойчивости, подвигу, постоянству, борьбе. Чей же дух не склонен к
ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не порвал первые узы связавшие
дух.
9. Потом, о братья, если не освободился монах от страсти к телу, не
освободился от желания тела, не освободился от телесного обольщения, от
телесной жажды, от страстных плотских желаний, привязанностей к телу, дух
того не склонен к ревности, постоянству, борьбе, подвигу. Чей же дух не
склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не порвал вторые узы
связавшие дух.
10. Потом, о братья, если не освободился монах от любви к виду, не
освободился от обольщения видом, от жажды вида, желания вида, от
привязанности к виду, дух того не склонен к ревности, постоянству, борьбе,
подвигу; чей же дух не склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе,
тот не порвал третьи узы связавшие дух.
11. Потом, о братья, кто наевшись до сытости, нежится в приятной
дремоте, в лени, сладких мечтаниях, дух того не склонен к ревности,
устойчивости, борьбе, подвигу. Чей же дух не склонен к ревности,
устойчивости, подвигу, борьбе, тот не порвал четвертые узы связавшие дух.
12. Потом, о братья, кто изберает благочестивую жизнь в надежде стать
одним из духов и думает про себя: "той совершеной жизнью, той обрядностью,
тем суровым подвижничеством, благочестием стану одним из духов", - дух того
не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не порвал пятые
узы связавшие дух. Вот, о братья, тот, кто непорвал пятиричных уз,
связавших дух.
13. И что бы тот, о братья, кто не утих духом, не освободился от пяти
родов духовного бесплодия, не сорвал вконец пятиричных уз, связавших дух,
мог бы достичь совершенства и полноты жизни в Учении и Законе, - не может
быть такого никогда!
14. Кто же, о братья, утих в духе, освободился совершенно от пяти
родов духовного бесплодия, порвал вконец пятиричные узы, связавшие дух, тот
достигнет полного преуспеяния, полного расцвета в совершенстве жизни в
учении и законе, - не может быть такого никогда!
15. Но кто же освободился от пяти родов духовного безплодия? - Кто не
усомнился в Учителе, не питает к нему недоверия, верит в него, уверен в нём,
дух того склонен к ревности, усердию, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к
ревности, усердию, подвигу, борьбе, тот исцелён от первого рода духовного
бесплодия.
16. Кто потом, о братья, не сомневается в возвещённой Истине, не
имеет неуверенности в ней, верит в неё, дух того склонен к ревности, усердию,
борьбе, подвигу. Чей же дух склонен к ревности, усердию, борьбе, подвигу,
тот исцелён от второго рода духовного бесплодия.
17. Потом, о братья, кто не сомневается в Общине, не имеет
неуверенности в ней, доверяет ей, имеет веру в неё, дух того склонен к
ревности, усердию, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, усердию,
подвигу, борьбе, тот исцелён от третьего рода духовного бесплодия.
18. Потом, о братья, кто не сомневается в Мудрости Личного
Совершенства, не имеет неуверенности в ней,верит в неё, дух того склонен к
ревности, усердию, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, усердию,
подвигу, борьбе, тот исцелился от чевёртого рода духовного бесплодия.
19. Потом, кто из братьев не гневается на соучеников, не враждует с
ними, не холоден с ними, не борется с ними, дух того, о братья, склонен к
ревности, постоянству, подвигу, борьбе, тот исцелён от пятого рода
духовного бесплодия.
20. Кто же порвал пятиричные узы связавшие дух? - Кто, о братья,
сокрушил страсть к наслаждениям, желание наслаждений, влечение к ним, жажду
их, порывы к ним, любовь к ним, дух того склонен к ревности, постоянству,
подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, постоянству, подвигу,
борьбе, тот порвал первые узы связавшие дух.
21. Потом, о братья, кто победил страсть к телесному, победил желание
телесного, влечение к телесному, жажду, порывы к нему и любовь, дух того
склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к
ревности, постоянству, подвигу, борьбе, тот порвал вторые узы связавшие дух.
22. Потом, о братья, кто победил страсть к виду, победил желание
вида, влечение к виду, жажду, порывы к нему и любовь, дух того склонен к
ревности, постоянству, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности,
постоянству, подвигу, борьбе, тот порвал третьи узы связавшие дух.
23. Потом, о братья, кто, вкусивши пищи, не дремлет в неге и лени, не
отдаётся мечтательному покою, бодрствует, дух того склонен к ревности,
постоянству, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, постоянству,
подвигу, борьбе, тот порвал четвёртые узы, связавшие дух.
24. Потом, о братья, кто избирает жизнь благочестия не из жажды войти
в сферы тех или иных духов, не таит в себе мысли: "тем благочестием, теми
правилами, тем суровым подвижничеством стану духом или равным духу", - дух
того склонен к ревности, подвигу, постоянству, борьбе. Чей же дух склонен к
ревности, постоянству, подвигу, борьбе, тот порвал пятые узы связавшие дух.
25. Кто же, о братья, исцелился вполне от пяти родов духовного
бесплодия, кто порвал все пять уз, связавшие дух, тот достигнет
преуспеяния, полного расцвета в совершенствах жизни, в учении и законе.
26. Он шествует путём, ведущем к святости, вдохновлённый велением
мудрости и борьбы со злом. Он шествует путём, ведущем к святости, шествует
в глубоком раздумье, в борьбе со злом. Он шествует путём, ведущем к
святости, испытуя внемлющим духом, побеждая зло. Он шествует в непреклонной
решимости.
27. И ему, о братья, суждено войти в Свет, вознестись в премудрости,
лицом к лицу встретить Великое Разрешение.
28. Подобно тому, о братья, как курица сидит на яйцах, согревая их,
подбирая их нежно под крылья, и думает: "О, что бы только мои цыплята могли
разбить скорлупку кончиком клюва и выйти на свет невредимыми!" И так сидит
в том настойчивом желании всё время, пока цыплята не разобьют скорлупки
кончиком клюва и не выйдут на свет невредимыми.
29. Так и тот, кто окреп в решимости достижения зреет до срока, когда
войдёт в Свет, возвысится в мудрости, лицом к лицу встретит Великое
Разрешение."
30. Так говорил Блаженный. И ученики в радости сердца дивились словам
его.