СВЕТОЧ МАХАМУДРЫ

Пречистый Светильник,
Который в Совершенстве и Полноте
Освещает смысл Махамудры,
Сущности Всех Явлений

Целе Нацок Рандол



Первый раздел

МАХАМУДРА ОСНОВЫ



ВОЗЗРЕНИЕ

Махамудра основы, природная
сущность явлений; смысл воз-
зрения, кратко изложенный в
понятиях заблуждения и осво-
бождения.

Вашу природную сущность нельзя определить ни как круговорот бытия
(сансара), ни как покой освобождения (нирвана). Не склонная ни к одной
из крайностей, свободная от ограничений преувеличения и преуменьшения,
она не осквернена и не запятнана такими понятиями как "приятное" или
"неприятное", "бытие" или "небытие", "существующее" или "несуществую-
щее", "вечное" или "невечное", "Я" или "другой" и так далее. Будучи
неопределима по тождеству с чем-либо, ваша сущность может служить ос-
новой для проявления любого материального объекта или понятия. Однако,
вне зависимости от ее проявлений, в конечном итоге у этой сущности нет
истинного бытия. Таким образом, она есть великая пустота, свободная от
всех ограничений возникновения, пребывания и прекращения - необуслов-
ленная целостность бытия (дхармадхату). Она изначально является приро-
дой, в которой сами собой присутствуют три грани бытия (трикая), и из-
вестна как "исходная махамудра (махамудра основы) природной сущности
явлений". Гухьягарбха Тантра учит:

Природа ума, без опоры и корня,
Есть основа всех явлений.

Эта природа не есть нечто существующее в мыслепотоке лишь одной
личности или одного пробужденного. Это истинная основа всего видимого
и сущего, всего круговорота бытия и покоя освобождения.
Когда вы постигаете ее сущность, узнавая ее истинное состояние,
вы называетесь пробужденным. Когда вы не постигаете ее, оставаясь в
неведении о ней и пребывая в заблуждении, то называетесь живым сущест-
вом. Так она служит основой блужданий в круговороте бытия и известна
как единая основа и круговорота бытия, и покоя освобождения. Великий
Жрец Сараха утверждал:

Единственно ум есть семя всего.
Из него проявляются и круговерть, и покой.

Это единая сущность с различными проявлениями или качествами,
которые возникают благодаря простому различию между постижением и не-
постижением ее. Какая бы из этих двух [возможностей] ни имела место,
эта [сущность] все равно пребывает как великая изначальная нераздель-
ность трех граней бытия, не имея ни "хорошего", ни "плохого", и без
всякого оскверняющего ее природу недостатка, такого как изменчивость.
Обычные колесницы называют это "неизменным совершенством". Она также
есть изначальная основополагающая природа.
Эта природа, которая присутствует как беспристрастная и необус-
ловленная основа, [независимо от того,] постигнута она или нет, из-
вестна как "всеоснова" (алая), потому как служит опорой и круговорота
бытия, и покоя освобождения. Эта всеоснова - не просто всеотрицающее и
пустое ничто - есть самосветящееся познание, которое всегда присутс-
твует. Это познание, называемое "сознание-всеоснова", подобно зеркалу
и его ясности.


И с х о д н о е р а з д е л е н и е

Далее объясняется, как в этой единой всеоснове произошло разделе-
ние круговорота бытия и покоя освобождения.
Мудрое качество этого самосветящегося сознания заключается в том,
что сущность его пуста, его природа - познание, и эти два нераздельны
как сердцевина осознавания. Будучи семенем или причиной всех пробуж-
денных качеств и свойств чистых путей, это сознание известно также как
"истинная всеоснова применения", "сущность сугаты", "самосознающая ис-
тинная грань бытия", "совершенная премудрость (праджняпарамита)",
"будда собственного ума". Все эти названия качеств покоя освобождения
значат одно и то же. Эта [присущая всеоснове] мудрость и есть то, что
должен постичь и распознать всякий вступивший на путь.
По причине [присущего] этой беспристрастной всеоснове качества
неведения вы не узнаете свою собственную природу и естественное состо-
яние не исполняется. Таким образом вы сами себя [ввели в] заблуждение.
Называемая "вместерожденным неведением" или "великой безначальной ть-
мой", поскольку служит опорой всех возникающих страстей (клеша) и ом-
раченных мыслей, она также известна как "всеоснова многообразия склон-
ностей". Следовательно, она является основой заблуждений всех живых
существ. Тантра Открытости Постижения объясняет:

Поскольку осознавание не возникло с опорой на что-либо,
Это совершенно бездумное забытье
И есть причина неведения и заблуждения.

Эта омраченность сопровождается семью порожденными неведением
состояниями ума, такими как забывчивость или средней [силы] желание.
Из этого вместерожденного неведения возникает цепляние за "Я" и
за "собственную природу". На основе этого "Я" возникает цепляние за
"другое". Не распознавая свои собственные проявления как таковые, цеп-
ляешься за них, как если бы они были чем-то внешним. Это первоначаль-
ное заблуждение, [состоящее в] нераспознании природы мыслей, цепляю-
щихся за "видящего" и "видимое", называется "понятийным неведением"
или "мыслительным сознанием" (мано-виджняна). Это познавательное дейс-
твие, [состоящее в] ошибочном видении ума и [его] объекта как отличных
[друг от друга] сопровождается сорока порожденными желанием состояния-
ми ума, такими как привязанность и цепляние.
Как выражение этого мыслительного сознания прорастают и распуска-
ются всевозможные склонности и заблуждения. Вдобавок, благодаря ове-
ществляющей силе причинности (зависимого возникновения), когда причи-
ной служит [присущее] всеоснове неведение, а сопутствующим обстоятель-
ством - всепроникающий ветер кармы, полностью созревают тело, внешние
объекты и ум. Различные виды чувственного сознания, а также проявления
восприятия и мышления шестого сознания называются также "зависимой
[природой]".
Пять основных и пять вторичных энергий (прана) обеспечивают носи-
тель для мыслей. Благодаря силе привычки к ошибочному цеплянию ваши
собственные проявления кажутся миром с его обитателями. Опираясь на
эту основу, рождается все. То, что известно как "омраченный ум", дви-
жется сквозь врата пяти чувств, порождая привязанность и так далее.
Поэтому это также называется "сознанием пяти чувств". Оно сопровожда-
ется тридцатью тремя порожденными гневом состояниями ума, такими как
средней [силы] непривязанность и так далее.
Таким образом постепенно взрастают всеоснова многообразия склон-
ностей - корень - и восемьдесят врожденных состояний ума - ветви - и
заблуждение становится непрерывным. Из-за этого вы без конца скитае-
тесь в круговороте бытия. Так впадают в заблуждение живые существа, не
достигшие осуществления [плода].
По причине этого заблуждения возможности возникновения всех явле-
ний как круговорота бытия, так и покоя освобождения, подобно семенам,
хранятся в этой всеоснове. Всевозможные грубые материальные объекты, а
также чистые и нечистые части каналов (нади), энергий и капель (бинду)
тонкого тела, равно как и всевозможные явления круговорота бытия и по-
коя освобождения, все уголки тройственного мира с их обитателями внеш-
не кажутся независимыми. Все это, однако, подобно содержимому сна,
волшебному представлению или поверхностной видимости, которые на самом
деле не существуют. Все более и более привыкая цепляться за них как за
постоянные, овеществляя их и хватаясь за них как за реальные, вы испы-
тываете всевозможные виды наслаждения и страдания в тройственном мире
среди шести разрядов существ. Вы беспрестанно вращаетесь в причинах и
следствиях круговорота бытия, словно белка в колесе. Это воистину
свойственно всем живым существам.


П р е б ы в а н и е с у щ н о с т и

Хотя и пребывающая таким образом в заблуждении и скитающаяся в
круговороте бытия, природа сугатагарбхи - ваша сущность осознавания -
даже на самую малость не уменьшилась и не ослабела. Хеваджра Тантра
говорит:

Все живые существа - пробужденные,
Но они покрыты временными пятнами [заблуждений].

В конечном смысле эта изначальная природа явственно присутствует
как нераздельные три грани бытия. Более того, даже будучи затемнено
временными пятнами омраченного мышления и восприятия, природное лицо
этой сущности все равно явственно присутствует как три грани бытия. И
наконец, [эта природа] также явственно присутствует как три грани бы-
тия во время осуществления плода, когда омрачения проясняются и обре-
тается совершенство двойного знания. Поэтому двойственность заблужде-
ния и освобождения - это просто название, данное состоянию несвободы
от пятен омраченного мышления и неведения. Уттара Тантра гласит:

Как прежде - так же и потом.
Се неизменная природа.

Хотя природа ума сама собой совершенна как изначально чистая сущ-
ность, однако, вводите ли вы себя в заблуждение через временное омра-
чение или в силу вместерожденного неведения, и то, и другое имеет свое
начало в вас самих, подобно грязи, которой покрыто золото. Были препо-
даны разнообразные методы очищения и устранения этих омрачений. Эта
сущность, которая как таковая есть самосущая мудрость, неподверженная
изменениям трех времен и лишенная всяческих умопостроений есть истин-
ная мудрость. Поэтому все пути можно включить в "мудрость и метод".
Таково непревзойденное постижение победоносных.
Вы можете подумать: "Мыслимое ли это дело, чтобы единая всеоснова
разделилась и на круговорот бытия, и на покой освобождения?" На самом
деле, это похоже на целебную камфору, приносящую вред или пользу в за-
висимости от того, происходит ли болезнь от жара или от холода. Более
того, один и тот же яд, который обычно приводит к смерти, может стать
лекарством, если использовать его, применяя искусные средства, такие
как мантра. Подобным образом, вы свободны, когда осознаете и узнаете
единую природу всеосновы, и омрачены, когда вы не знаете всеосновы и
принимаете ее за самосущее. Таким образом, всеоснова меняется лишь в
зависимости от постижения либо непостижения [ее]. Святой Нагарджуна
учил:

Покрыт паутиной страстей,
Зовешься "живым существом".
Когда от страстей ты свободен,
Имя тебе: "Пробужденный".

По этой причине, охватывая все сущее с помощью искусных средств
наставлений махамудры о подлинном смысле сути [явлений], вы обретете
устойчивость в [постижении] природы махамудры основы. Вы очистите
скверны омраченных мыслей посредством махамудры пути и воссядете на
царский престол трех граней бытия, которые есть махамудра плода. Так
вы откроетесь для сокровища двойного блага. Человек с хорошей кармой,
достойный принять [учение] должен поэтому искать подлинно сведущего
наставника, одаренного нектаром благодати, и следовать ему по примеру
того, как Садапрарудита следовал Манибхадре, а Наропа - Тилопе. Вы
непременно должны созреть благодаря данным [вам] полным или кратким
посвящениям, дарующим созревание, которые являются главными вратами на
путь ваджраяны. Затем вы должны потрудиться над каждой из общих и осо-
бых предварительных практик до тех пор, пока не появятся [добрые] зна-
ки, не потакая себе в поисках удобства, в нерадивости или в ослаблении
практики. Нужно высоко это ценить как начальное руководство в учении
об освобождении.
В частности, благодаря силе преданности своему наставнику, вы
должны сделать ударение на том, чтобы практиковать без лицемерия. Бо-
лее того, вы должны быть уверены, что согреты теплом благодати учите-
ля. Такова священная сущность линии всех держателей знания Кагью, дос-
тигших осуществления [плода]. Тантра Великой Реки, Несущей Покой, гла-
сит:

Эта вместерожденная мудрость неописуема,
Распознать ее можно лишь благодаря собиранию накоплений [мудрости
и заслуг], очищению покровов своих [омрачений]
И благодати пробужденного наставника.
Если зависишь от иных средств - знай, что это обман.

Далее следует главная часть как таковая. Неважно, какому подходу
к учению вы следуете в соответствии с практикой разных линий преемс-
твенности, будь то распознание созерцания на основе воззрения или же
обретение воззрения исходя из созерцания, самое главное - это снискать
благодать наставников линии.


И с т и н н о е в о з з р е н и е

В целом, у множества колесниц и философских школ есть бесчислен-
ные способы обретения воззрения, и у каждой из них есть прочная и вер-
ная основа. Поскольку все колесницы - это проявление всеохватной дея-
тельности победоносных, я не стану описывать их такими словами, как
"чистое" и "нечистое", "хорошее" и "плохое", но буду лишь радоваться
им всем.
В данном случае воззрение - это природа ума, которая изначально
присутствует сама по себе как великая и всецелая пустота. Свободная на
протяжение трех времен - прошлого, настоящего и будущего - от таких
[умо]построений, как возникновение, пребывание и прекращение, от при-
хода и ухода, эта природа ума не запятнана цеплянием за понятия круго-
ворота бытия, покоя освобождения и пути [от первого ко второму]. Она
не подвержена преувеличению или преуменьшению как существование или
несуществование, бытие или небытие, вечное или невечное, хорошее или
плохое, высокое или низкое. Она превосходит отрицание и утверждение,
принятие и отвержение, а также изменение всевозможных видимых и сущих
явлений, которые составляют как круговорот бытия, так и покой освобож-
дения.
Истинная природа этого изначального состояния бытия всецело сво-
бодна, будучи нераздельностью явлений и пустоты, и отчетливо ясна, бу-
дучи единством пустоты и светоносности. Она совершенно открыта, будучи
всеобъемлющей изначальной свободой и полностью равна, будучи необус-
ловленным самопроизвольным присутствием. Таково основное содержание
воззрения: естественное состояние как оно есть, от веку самосущее и
изначально присутствующее как [единая] природа всего круговорота бытия
и покоя освобождения. Нет ни единой толики воззрения помимо вышеизло-
женного.
Видение присущей двойственному цеплянию обманчивости через пони-
мание этого изначального состояния называется "обретением воззрения",
"видением природы ума", а также "познанием природы вещей". Как это
описано в Собрании Песен:

Когда постигнуто, все именно так.
Невозможно постичь что-то высшее.

В действительности, видимое и сущее, круговорот существования и
покой освобождения - все это игра трех граней. Ваш собственный ум так-
же имеет природу трех граней и как таковой не отделен от высочайшей
целостности бытия. Все качества круговорота существования содержатся в
особенностях ума. Все качества пути содержатся в Учении (дхарма). Все
качества плода содержатся в возможностях ума.
Нерожденная сущность ума сама есть Грань Истины (дхармакая), ее
беспрепятственное выражение есть Грань Радостного Общения (самбхога-
кая), а всевозможные проявления ее действия - Грань Превращения (нир-
манакая). Эти три грани опять же сами собой присутствуют в нераздель-
ном единстве. Распознать это естественное состояние и упрочиться в нем
- значит в совершенстве постичь безошибочное и истинное воззрение. Лю-
бое иное воззрение - воззрение или созерцание, основанное на рассудоч-
ных допущениях или на представлениях о свободе или несвободе от край-
ностей, высоком или низком, хорошем или плохом - никогда не передава-
лось как воззрение махамудры - Великой Печати.