СВЕТОЧ МАХАМУДРЫ
Пречистый
Светильник,
Который в Совершенстве и
Полноте
Освещает смысл
Махамудры,
Сущности Всех
Явлений
Целе Нацок
Рандол
Первый раздел
МАХАМУДРА
ОСНОВЫ
ВОЗЗРЕНИЕ
Махамудра основы, природная
сущность явлений; смысл воз-
зрения, кратко изложенный в
понятиях заблуждения и осво-
бождения.
Вашу
природную сущность нельзя определить ни как круговорот бытия
(сансара), ни как покой освобождения (нирвана). Не
склонная ни к одной
из крайностей,
свободная от ограничений преувеличения и преуменьшения,
она не осквернена и не запятнана такими понятиями как
"приятное" или
"неприятное", "бытие" или
"небытие", "существующее" или "несуществую-
щее", "вечное" или "невечное", "Я" или "другой" и так
далее. Будучи
неопределима по тождеству с
чем-либо, ваша сущность может служить ос-
новой для проявления любого материального объекта или
понятия. Однако,
вне зависимости от ее
проявлений, в конечном итоге у этой сущности нет
истинного бытия. Таким образом, она есть великая пустота,
свободная от
всех ограничений
возникновения, пребывания и прекращения - необуслов-
ленная целостность бытия (дхармадхату). Она изначально
является приро-
дой, в которой сами собой
присутствуют три грани бытия (трикая), и из-
вестна как "исходная махамудра (махамудра основы)
природной сущности
явлений". Гухьягарбха
Тантра учит:
Природа ума, без опоры и
корня,
Есть основа всех
явлений.
Эта природа не есть нечто
существующее в мыслепотоке лишь одной
личности или одного пробужденного. Это истинная основа
всего видимого
и сущего, всего
круговорота бытия и покоя освобождения.
Когда вы постигаете ее сущность, узнавая ее истинное
состояние,
вы называетесь пробужденным.
Когда вы не постигаете ее, оставаясь в
неведении о ней и пребывая в заблуждении, то называетесь
живым сущест-
вом. Так она служит основой
блужданий в круговороте бытия и известна
как единая основа и круговорота бытия, и покоя
освобождения. Великий
Жрец Сараха
утверждал:
Единственно ум есть семя
всего.
Из него проявляются и круговерть,
и покой.
Это единая сущность с
различными проявлениями или качествами,
которые возникают благодаря простому различию между
постижением и не-
постижением ее. Какая
бы из этих двух [возможностей] ни имела место,
эта [сущность] все равно пребывает как великая
изначальная нераздель-
ность трех граней
бытия, не имея ни "хорошего", ни "плохого", и без
всякого оскверняющего ее природу недостатка, такого как
изменчивость.
Обычные колесницы называют
это "неизменным совершенством". Она также
есть изначальная основополагающая
природа.
Эта природа, которая
присутствует как беспристрастная и необус-
ловленная основа, [независимо от того,] постигнута она
или нет, из-
вестна как "всеоснова"
(алая), потому как служит опорой и круговорота
бытия, и покоя освобождения. Эта всеоснова - не просто
всеотрицающее и
пустое ничто - есть
самосветящееся познание, которое всегда присутс-
твует. Это познание, называемое "сознание-всеоснова",
подобно зеркалу
и его
ясности.
И с х о д н о е р а з д
е л е н и е
Далее объясняется, как в
этой единой всеоснове произошло разделе-
ние круговорота бытия и покоя
освобождения.
Мудрое качество этого
самосветящегося сознания заключается в том,
что сущность его пуста, его природа - познание, и эти два
нераздельны
как сердцевина осознавания.
Будучи семенем или причиной всех пробуж-
денных качеств и свойств чистых путей, это сознание
известно также как
"истинная всеоснова
применения", "сущность сугаты", "самосознающая ис-
тинная грань бытия", "совершенная премудрость
(праджняпарамита)",
"будда собственного
ума". Все эти названия качеств покоя освобождения
значат одно и то же. Эта [присущая всеоснове] мудрость и
есть то, что
должен постичь и распознать
всякий вступивший на путь.
По причине
[присущего] этой беспристрастной всеоснове качества
неведения вы не узнаете свою собственную природу и
естественное состо-
яние не исполняется.
Таким образом вы сами себя [ввели в] заблуждение.
Называемая "вместерожденным неведением" или "великой
безначальной ть-
мой", поскольку служит
опорой всех возникающих страстей (клеша) и ом-
раченных мыслей, она также известна как "всеоснова
многообразия склон-
ностей".
Следовательно, она является основой заблуждений всех живых
существ. Тантра Открытости Постижения
объясняет:
Поскольку осознавание не
возникло с опорой на что-либо,
Это
совершенно бездумное забытье
И есть
причина неведения и заблуждения.
Эта
омраченность сопровождается семью порожденными неведением
состояниями ума, такими как забывчивость или средней
[силы] желание.
Из этого вместерожденного
неведения возникает цепляние за "Я" и
за
"собственную природу". На основе этого "Я" возникает цепляние за
"другое". Не распознавая свои собственные проявления как
таковые, цеп-
ляешься за них, как если бы
они были чем-то внешним. Это первоначаль-
ное заблуждение, [состоящее в] нераспознании природы
мыслей, цепляю-
щихся за "видящего" и
"видимое", называется "понятийным неведением"
или "мыслительным сознанием" (мано-виджняна). Это
познавательное дейс-
твие, [состоящее в]
ошибочном видении ума и [его] объекта как отличных
[друг от друга] сопровождается сорока порожденными
желанием состояния-
ми ума, такими как
привязанность и цепляние.
Как выражение
этого мыслительного сознания прорастают и распуска-
ются всевозможные склонности и заблуждения. Вдобавок,
благодаря ове-
ществляющей силе
причинности (зависимого возникновения), когда причи-
ной служит [присущее] всеоснове неведение, а
сопутствующим обстоятель-
ством -
всепроникающий ветер кармы, полностью созревают тело, внешние
объекты и ум. Различные виды чувственного сознания, а
также проявления
восприятия и мышления
шестого сознания называются также "зависимой
[природой]".
Пять
основных и пять вторичных энергий (прана) обеспечивают носи-
тель для мыслей. Благодаря силе привычки к ошибочному
цеплянию ваши
собственные проявления
кажутся миром с его обитателями. Опираясь на
эту основу, рождается все. То, что известно как
"омраченный ум", дви-
жется сквозь врата
пяти чувств, порождая привязанность и так далее.
Поэтому это также называется "сознанием пяти чувств". Оно
сопровожда-
ется тридцатью тремя
порожденными гневом состояниями ума, такими как
средней [силы] непривязанность и так
далее.
Таким образом постепенно взрастают
всеоснова многообразия склон-
ностей -
корень - и восемьдесят врожденных состояний ума - ветви - и
заблуждение становится непрерывным. Из-за этого вы без
конца скитае-
тесь в круговороте бытия.
Так впадают в заблуждение живые существа, не
достигшие осуществления [плода].
По причине этого заблуждения возможности возникновения
всех явле-
ний как круговорота бытия, так
и покоя освобождения, подобно семенам,
хранятся в этой всеоснове. Всевозможные грубые
материальные объекты, а
также чистые и
нечистые части каналов (нади), энергий и капель (бинду)
тонкого тела, равно как и всевозможные явления
круговорота бытия и по-
коя освобождения,
все уголки тройственного мира с их обитателями внеш-
не кажутся независимыми. Все это, однако, подобно
содержимому сна,
волшебному представлению
или поверхностной видимости, которые на самом
деле не существуют. Все более и более привыкая цепляться
за них как за
постоянные, овеществляя их
и хватаясь за них как за реальные, вы испы-
тываете всевозможные виды наслаждения и страдания в
тройственном мире
среди шести разрядов
существ. Вы беспрестанно вращаетесь в причинах и
следствиях круговорота бытия, словно белка в колесе. Это
воистину
свойственно всем живым
существам.
П р е б ы в а н и е с
у щ н о с т и
Хотя и пребывающая
таким образом в заблуждении и скитающаяся в
круговороте бытия, природа сугатагарбхи - ваша сущность
осознавания -
даже на самую малость не
уменьшилась и не ослабела. Хеваджра Тантра
говорит:
Все
живые существа - пробужденные,
Но они
покрыты временными пятнами [заблуждений].
В конечном смысле эта изначальная природа явственно
присутствует
как нераздельные три грани
бытия. Более того, даже будучи затемнено
временными пятнами омраченного мышления и восприятия,
природное лицо
этой сущности все равно
явственно присутствует как три грани бытия. И
наконец, [эта природа] также явственно присутствует как
три грани бы-
тия во время осуществления
плода, когда омрачения проясняются и обре-
тается совершенство двойного знания. Поэтому
двойственность заблужде-
ния и
освобождения - это просто название, данное состоянию несвободы
от пятен омраченного мышления и неведения. Уттара Тантра
гласит:
Как прежде - так же и
потом.
Се неизменная
природа.
Хотя природа ума сама собой
совершенна как изначально чистая сущ-
ность, однако, вводите ли вы себя в заблуждение через
временное омра-
чение или в силу
вместерожденного неведения, и то, и другое имеет свое
начало в вас самих, подобно грязи, которой покрыто
золото. Были препо-
даны разнообразные
методы очищения и устранения этих омрачений. Эта
сущность, которая как таковая есть самосущая мудрость,
неподверженная
изменениям трех времен и
лишенная всяческих умопостроений есть истин-
ная мудрость. Поэтому все пути можно включить в "мудрость
и метод".
Таково непревзойденное
постижение победоносных.
Вы можете
подумать: "Мыслимое ли это дело, чтобы единая всеоснова
разделилась и на круговорот бытия, и на покой
освобождения?" На самом
деле, это похоже
на целебную камфору, приносящую вред или пользу в за-
висимости от того, происходит ли болезнь от жара или от
холода. Более
того, один и тот же яд,
который обычно приводит к смерти, может стать
лекарством, если использовать его, применяя искусные
средства, такие
как мантра. Подобным
образом, вы свободны, когда осознаете и узнаете
единую природу всеосновы, и омрачены, когда вы не знаете
всеосновы и
принимаете ее за самосущее.
Таким образом, всеоснова меняется лишь в
зависимости от постижения либо непостижения [ее]. Святой
Нагарджуна
учил:
Покрыт паутиной страстей,
Зовешься "живым существом".
Когда от страстей ты свободен,
Имя тебе: "Пробужденный".
По этой причине, охватывая все сущее с помощью искусных
средств
наставлений махамудры о подлинном
смысле сути [явлений], вы обретете
устойчивость в [постижении] природы махамудры основы. Вы
очистите
скверны омраченных мыслей
посредством махамудры пути и воссядете на
царский престол трех граней бытия, которые есть махамудра
плода. Так
вы откроетесь для сокровища
двойного блага. Человек с хорошей кармой,
достойный принять [учение] должен поэтому искать подлинно
сведущего
наставника, одаренного нектаром
благодати, и следовать ему по примеру
того, как Садапрарудита следовал Манибхадре, а Наропа -
Тилопе. Вы
непременно должны созреть
благодаря данным [вам] полным или кратким
посвящениям, дарующим созревание, которые являются
главными вратами на
путь ваджраяны. Затем
вы должны потрудиться над каждой из общих и осо-
бых предварительных практик до тех пор, пока не появятся
[добрые] зна-
ки, не потакая себе в
поисках удобства, в нерадивости или в ослаблении
практики. Нужно высоко это ценить как начальное
руководство в учении
об
освобождении.
В частности, благодаря силе
преданности своему наставнику, вы
должны
сделать ударение на том, чтобы практиковать без лицемерия. Бо-
лее того, вы должны быть уверены, что согреты теплом
благодати учите-
ля. Такова священная
сущность линии всех держателей знания Кагью, дос-
тигших осуществления [плода]. Тантра Великой Реки,
Несущей Покой, гла-
сит:
Эта
вместерожденная мудрость неописуема,
Распознать ее можно лишь благодаря собиранию накоплений
[мудрости
и заслуг], очищению покровов
своих [омрачений]
И благодати
пробужденного наставника.
Если зависишь
от иных средств - знай, что это обман.
Далее следует главная часть как таковая. Неважно, какому
подходу
к учению вы следуете в
соответствии с практикой разных линий преемс-
твенности, будь то распознание созерцания на основе
воззрения или же
обретение воззрения
исходя из созерцания, самое главное - это снискать
благодать наставников линии.
И с т и н н о е в о з з р е н и е
В целом, у множества колесниц и философских школ есть
бесчислен-
ные способы обретения
воззрения, и у каждой из них есть прочная и вер-
ная основа. Поскольку все колесницы - это проявление
всеохватной дея-
тельности победоносных,
я не стану описывать их такими словами, как
"чистое" и "нечистое", "хорошее" и "плохое", но буду лишь
радоваться
им всем.
В данном случае воззрение - это природа ума, которая
изначально
присутствует сама по себе как
великая и всецелая пустота. Свободная на
протяжение трех времен - прошлого, настоящего и будущего
- от таких
[умо]построений, как
возникновение, пребывание и прекращение, от при-
хода и ухода, эта природа ума не запятнана цеплянием за
понятия круго-
ворота бытия, покоя
освобождения и пути [от первого ко второму]. Она
не подвержена преувеличению или преуменьшению как
существование или
несуществование, бытие
или небытие, вечное или невечное, хорошее или
плохое, высокое или низкое. Она превосходит отрицание и
утверждение,
принятие и отвержение, а
также изменение всевозможных видимых и сущих
явлений, которые составляют как круговорот бытия, так и
покой освобож-
дения.
Истинная природа этого изначального состояния бытия
всецело сво-
бодна, будучи
нераздельностью явлений и пустоты, и отчетливо ясна, бу-
дучи единством пустоты и светоносности. Она совершенно
открыта, будучи
всеобъемлющей изначальной
свободой и полностью равна, будучи необус-
ловленным самопроизвольным присутствием. Таково основное
содержание
воззрения: естественное
состояние как оно есть, от веку самосущее и
изначально присутствующее как [единая] природа всего
круговорота бытия
и покоя освобождения.
Нет ни единой толики воззрения помимо вышеизло-
женного.
Видение
присущей двойственному цеплянию обманчивости через пони-
мание этого изначального состояния называется "обретением
воззрения",
"видением природы ума", а
также "познанием природы вещей". Как это
описано в Собрании Песен:
Когда постигнуто, все именно так.
Невозможно постичь что-то высшее.
В действительности, видимое и сущее, круговорот
существования и
покой освобождения - все
это игра трех граней. Ваш собственный ум так-
же имеет природу трех граней и как таковой не отделен от
высочайшей
целостности бытия. Все
качества круговорота существования содержатся в
особенностях ума. Все качества пути содержатся в Учении
(дхарма). Все
качества плода содержатся в
возможностях ума.
Нерожденная сущность
ума сама есть Грань Истины (дхармакая), ее
беспрепятственное выражение есть Грань Радостного Общения
(самбхога-
кая), а всевозможные
проявления ее действия - Грань Превращения (нир-
манакая). Эти три грани опять же сами собой присутствуют
в нераздель-
ном единстве. Распознать это
естественное состояние и упрочиться в нем
- значит в совершенстве постичь безошибочное и истинное
воззрение. Лю-
бое иное воззрение -
воззрение или созерцание, основанное на рассудоч-
ных допущениях или на представлениях о свободе или
несвободе от край-
ностей, высоком или
низком, хорошем или плохом - никогда не передава-
лось как воззрение махамудры - Великой
Печати.